0
Портфель
объектов
Вернуться к списку новостей

«НРН»: Интервью Ольги Семеновой о ситуации на самарском рынке

«Новости рынка недвижимости». №31 (855), 15.09.2014

Ситуация на самарском рынке недвижимости за последние месяцы сильно изменилась. Основными драйверами развития рынка пока остаются небольшие супермаркеты, аптеки, кафе и рестораны. В то же время просыпается интерес инвесторов к промышленным и складским площадкам.

Ольга Семенова: «Новым самарским объектам недвижимости присущ скорее масштаб, чем уникальность»

Cегмент торговых площадей сейчас не на подъеме – многие компании сокращают количество торговых точек, арендуемых объектов. И в целом инвесторы не торопятся реализовывать крупные проекты, требующие большого бюджета. По каким причинам сложились эти тенденции и что ждет рынок в дальнейшем, рассказала директор агентства недвижимости «Самара-Альфа» Ольга Семенова 

Семен Безгинов

- Ольга Владимировна, какие сегменты самарского рынка недвижимости сейчас наиболее активно развиваются? 

- Сейчас уровень рентабельности в среднем снижается из-за стагнации или снижения уровня арендных ставок. Стоимость кв. м в продажу остается на прежнем уровне в сегменте торговых площадей на проходных местах, что связано с их дефицитом. В других сегментах отмечается снижение интереса покупателей, поэтому можно прогнозировать снижение стоимости кв. м на 5-10%.

- Компании какого профиля и по каким причинам являются основными драйверами развития самарского рынка недвижимости?

- Я бы составила такой «топ-10»:

  • Супермаркеты формата «у дома» – площадь от 300 до 500 кв. м.
  • Продуктовые магазины формата «у дома» и алкогольные магазины – площадь от 100 до 250 кв. м.
  • Аптеки – площадь от 70 до 200 кв. м
  • Кафе, рестораны – площадь от 150 до 400 кв. м.
  • Непродовольственные магазины (товары для дома, дешевая одежда и обувь, отделочные материалы и т.п.) – площадь от 200 до 500 кв. м.
  • Непродовольственные магазины (игрушки, детские товары, рыболовные снасти, одежда) – площадь от 60 до 150 кв. м
  • Банки – от 200 до 400 кв. м.
  • Детские сады – площадь от 200 до 400 кв. м
  • Детские клубы, танцевальные студии – площадь от 60 до 180 кв. м.
  • Автошколы и другие обучающие организации – площадь от 50 до 300 кв. м.
  • Офисы продаж – площадь от 50 до 100 кв. м.
  • Допофисы банков – площадь от 50 до 150 кв. м.
  • Пивные магазины – площадь от 30 до 70 кв. м.
  • Салоны красоты – площадь от 50 до 100 кв. м.
  • Букмекерские конторы, бильярдные, кальянные – площадь от 100 до 250 кв. м.

В основном, на мой взгляд, причина такой динамики в том, что сейчас активно развиваются организации потребительского сегмента, удовлетворяющие насущный повседневный спрос большинства населения.

- Какие проблемы являются наиболее актуальными на данный момент для самарского рынка недвижимости?

- Прежде всего, это несоответствие ожиданий тандемов продавец-покупатель и арендодатель-арендатор. Собственник чаще переоценивает свое помещение, а вторая сторона имеет намерение найти объект с более низким «ценником». Также сейчас на самарском рынке наблюдается отсутствие качественных складских площадей с арендной ставкой не дороже 230 руб./кв. м.

- Обращаете ли вы внимание на интересные объекты по пути на работу? Какие подобные объекты вы могли назвать особо интересными?

- Почти не обращаю – внимание поглощено дорожной ситуацией. Но всегда радует, когда видишь, что около строящегося здания снят строительный забор, ведется благоустройство и здание «оживает».

- Как повлияли на самарский рынок недвижимости последние экономические и политические события (есть, в частности, мнение, что они стали определенным стимулом развития)? Как будут влиять в дальнейшем, на ваш взгляд? 

- Мы видим отказ многих фирм от планов по развитию, уменьшение арендуемых площадей или количества торговых точек вследствие снижения товарооборота и платежеспособного спроса населения. В то же время усилился интерес к аренде и покупке крупных складских и производственных площадей, а также к земельным участкам под промышленную застройку. 

Но этот интерес пока скорее на стадии маркетинговых исследований.

- Проще или сложнее в этих условиях стало работать агентствам недвижимости, имеющим дело с коммерческими площадями? Какие форматы работы агентств в таких условиях наиболее действенны и актуальны? О чем думают сейчас риэлторы – о новых проектах или же об адаптации к нынешним условиям рынка? 

- Работать стало сложнее, т.к. меньшее количество инвесторов решается на вложение крупных сумм в коммерческую недвижимость. У них есть настроение «переждать» или дождаться заметного снижения цен на недвижимость, которое должно логично последовать за снижением спроса на аренду. Однако эффекта снижения продажных цен пока не наблюдаем.

Я не берусь оценить, какие форматы АН сейчас наиболее действенны и актуальны. Впрочем, я никогда не видела существенной разницы между работой моего некрупного специализированного агентства и отдела коммерческой недвижимости, входящего в состав крупных многопрофильных агентств. Скорее, наоборот, мой формат дает клиенту чувство его уникальности и значимости для риэлтора. Один из моих постоянных клиентов, рантье коммерческой недвижимости, так определяет приверженность именно к моему АН: «Ты мне как мать».

О чем мы думаем? Приспособление к условиям рынка есть наша ежедневная задача, надо гибко реагировать на изменяющиеся потребности и возможности наших клиентов, на изменение конкурентной среды для поддержания высокого уровня оказываемых услуг.

- Какие дальнейшие планы развития у вашей компании? Какие объекты у вас сейчас лучше продаются/сдаются в аренду? Как обстоит ситуация с кадровым вопросом?

- Какие лучше – трудно определить однозначно. Соотношение сделок по продаже и аренде примерно 50/50. В первой половине лета было преимущество сделок по продаже, во второй половине лета – больше по аренде. 

У нас нет цели создать большой коллектив, но мы развиваемся. Надеюсь, в ближайшие дни запустим новую, более соответствующую современным требованиям версию нашего сайта, работа над которой продолжается уже несколько месяцев. 

Недавно приняты два новых агента. Сейчас коллектив нашего АН дружно готовится к аттестации, три сотрудника будут аттестоваться на квалификацию «агент», и два – на квалификацию «брокер». 

Ситуация с кадровым вопросом, я думаю, как и у других АН. Трудно подобрать адекватного человека, способного вписаться в наш процесс и коллектив. Но я готова потратить свое личное время на индивидуальное обучение подходящего претендента, передать свой многолетний профессиональный опыт. 

- Какие новые проекты на самарском рынке недвижимости считаете наиболее интересными и перспективными?

- Новым самарским объектам недвижимости присущ скорее масштаб, чем уникальность. Гектары однотипных строений... Мой взор цепляет 33-этажный жилой дом на пересечении улиц Садовой и Вилоновской, и, пожалуй, это все на данный момент. Надеюсь, проекты, находящиеся сейчас в начальной стадии реализации, будут радовать своим уникальным архитектурным обликом и соответствием потребностям рынка недвижимости.

Стандарты компании
Мы не просто качественно делаем свою работу. Агентство имеет свои внутренние стандарты обслуживания, которые мы соблюдаем вне зависимости от уровня нашего клиента.
Обеспечиваем тайну сделки и заботимся о конфиденциальности клиента.
24 часа на обследование объекта и подготовку договора.
1 рабочий день на подготовку списка объектов, удовлетворяющих вашему запросу.
3 рабочих дня на предоставление полной информации по интересующему вас объекту.
О рынке коммерческой недвижимости Самары. Статьи, интервью и аналитика.
Продать или купить объект коммерческой недвижимости? Рассказываем по шагам и простым языком.